КОЛОРИСТИЧЕСКИЙ КВАДРАТ СТАРЫХ МАСТЕРОВ
Когда мы видим живопись старых мастеров, мы невольно обращаем внимание на необычайную гармонию цвета, стройность и сдержанность колорита. В основе этого лежат не только талант и мастерство, но и особые законы работы с цветом.
В прошлые века художники были лишены такого изобилия красок (пигментов), какое имеют нынешние. Но, тем не менее, их живопись не только не уступает по силе колорита, но, напротив, лишена того необдуманного буйства и несуразности цвета, которые присутствуют в живописи современной ввиду, во-первых, неспособности справиться с «богатейшим ассортиментом», который предлагают нынешние производители красок, а во-вторых, часто, нежелания познавать исконные основы живописи.
Палитра старых мастеров в основном состояла из земельных пигментов. Это были оттенки желтого, красного, коричневого и до черного. Даже в качестве белого чуть ли не первым использовался простой мел, и только позже научились получать свинцовые белила (углекислый свинец). Это в целом и определило некий спектр цветов, в конечном счете «сформулированный» старыми мастерами в закон - колористический квадрат.
Колористический квадрат - это образное представление четырех основных цветов (белого, желтого, красного и черного) в виде системы, квадрата, по углам которого расположены эти основные, базовые цвета. На каждой стороне квадрата, а так же по диагоналям, при смешении смежных цветов получаются переходные оттенки. Скажем, при смешении белого и желтого мы получаем кремовые тона, при смешении белого и красного - розовые, красного и черного - коричневые, а черного и желтого - оливковые. Это если идти по сторонам квадрата.
По диагоналям мы получаем оранжевые при смешении красного и желтого, и серые - при смешении белого и черного. Таким образом палитра обогащается множеством переходных оттенков, но при этом сохраняет очень прочную и гармоничную колористическую основу («углы»).